Последние новости

08 февраля 2015   Просмотров: 190

27 января 2015   Просмотров: 199

25 января 2015   Просмотров: 242

22 января 2015   Просмотров: 293

Все виды оценки


Новости

Россия исчерпала возможности по наращиванию бюджетных расходов, признал президент Путин. Программа вооружений откладывается; резервные фонды будут распечатаны

05 июля 2013 | Просмотров: 383

Фото

В четверг президент Владимир Путин представил бюджетное послание на 2014-2016 годы; именно этот документ будет принят за основу при подготовке проекта федерального бюджета.

«Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему моменту исчерпала свои возможности», - говорится в послании, о подписании которого Путин сообщил на совещании с участием членов правительства, руководителей Центробанка, Счетной палаты, администрации президента и глав обеих палат парламента.

Экономическая конъюнктура такова, что «возможности по постоянному быстрому росту бюджетных расходов исчерпаны либо близки к этим показателям», - признал Путин в ходе совещания.

В то же время добиваться экономического роста президент предлагает за счет «безусловного выполнения всех наших социальных обязательств, реализации стратегических задач, поставленных в указах от 7 мая 2012 года». При этом значительная доля ответственности за выполнение «майских указов» Путина возлагается на регионы, следует из текста послания; социальные расходы регионов должны быть «в максимальной степени обеспечены собственными доходными источниками».

«Если денег на всё не хватает, то нужно определить приоритеты»,

- сказал президент.

В качестве таковых приоритетов Путин назвал развитие образования, науки и долгосрочные инфраструктурные проекты. 

Президент согласился частично перенести сроки выполнения программы перевооружения армии, но при этом пообещал, что сроки реализации пенсионной реформы переноситься не будут, передает РИА «Новости».

«Министерство финансов предлагало, насколько это возможно, перенести расходы на реализацию государственной программы вооружений на более поздний срок»,

- напомнил Путин, предложив военному ведомству сформулировать предложения по новым, более реалистичным срокам исполнения программы.

«Предприятия должны быть способны «принять» деньги, иметь соответствующую производственную и технологическую базу под исполнение контрактов по поставкам техники и вооружений. И если где-то вы видите где-то, что такой готовности нет, то министерство обороны должно выйти самостоятельно с инициативой более рационального по времени выделения средств», — сказал президент.

В то же время сроки реформы пенсионной системы переноситься не будут, пообещал Путин.

В связи с этим президент поручил определить объем средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) для покрытия дефицита Пенсионного фонда.

«Подчеркну, по всем вопросам, связанным с дальнейшим развитием пенсионной системы, правительство должно принять решение в текущем 2013 году», — сказал президент.

Цитата: «Доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета выросла с 30,2 процента в 2004 году до 46,1 процента в 2013 году, а его «ненефтегазовый дефицит» увеличился с 1,8  до 9,7 процента ВВП. Если в предкризисном 2007 году при цене на нефть 69,3 доллара за баррель федеральный бюджет был исполнен с профицитом 5,4 процента ВВП, то в 2012 году при цене на нефть 110,5 доллара за баррель – с дефицитом 0,06 процента ВВП. Таким образом, в последние годы устойчивость федерального бюджета несколько снизилась за счет роста доли нефтегазовых доходов, с одной стороны, и увеличения «длящихся» социальных обязательств – с другой».

Вместе с тем, Путин предложил направить ресурсы Фонда национального благосостояния и пенсионные накопления на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов.

«Для управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния предлагалось создать Российское финансовое агентство, однако попытка реализации этой идеи выявила наличие многих нерешенных проблем. Необходимо рассмотреть альтернативные механизмы повышения эффективности управления средствами указанных фондов», — заявил президент.

Путин также отметил, что увеличение расходов на социальную сферу без роста экономики заведет страну в тупик.

«У нас нет более эффективного пути решения социальных вопросов, чем обеспечение темпов экономического роста», — отметил он.

«Само послание указывает на то, что Владимир Путин начинает отдавать себе отчет в том, что бюджетная политика должна меняться в сторону человеческого потенциала, профессионального образования, реиндустриализации», - считает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.

Экономист согласен с пессимистической оценкой конъюнктуры, содержащейся в бюджетном послании. 

«Я думаю, впору говорить о стагнации. А может быть, даже о стагфляции – комбинации стагнации и инфляции. Очень неблагоприятная комбинация для экономики»,

-- признал Гринберг в разговоре с «Русской планетой». Вместе с тем, эксперт находит в бюджетном послании признаки поворота к новой экономической политике.

«Произойдет сокращение наших резервных фондов для того, чтобы увеличить государственные расходы. Несмотря на то, что псевдолиберальное влияние праволиберальной философии очень велико – что якобы надо сокращать расходы, сокращать налоговое и административное бремя на бизнес, и тогда начнется наше процветание, как обычно говорили в последние 20 лет – мне кажется, рождается что-то новое», -- предполагает ученый.   

«Послание ничего новаторского и революционного в себе не содержит», -- считает старший научный сотрудник Института экономической политики им. Егора Гайдара Сергей Жаворонков.

«При этом послание немножко двусмысленно, потому что увеличение государственных инвестиций компенсируются тем, что Путин раскритиковал опережающий рост социальных расходов, не обеспеченный ростом экономики», -- сказал «Русской планете» экономист.

По оценке ученого, само по себе инвестирование средств пенсионного и резервного фондов в инфраструктурные проекты не способно придать экономике импульс развития.

«Проблема в том, что необходимость очень многих инфраструктурных проектов находится под огромным вопросом. Происходят и запланированы гигантские стройки в связи с Сочи и чемпионатом мира по футболу. Зачем это все?

За инфраструктурными проектами стоят интересы подрядчиков, близких властям. Поэтому неудивительно, что народ сейчас активно забирает пенсионные сбережения из ВЭБа и переносит в частные управляющие компании и пенсионные фонды. Народ инстинктивно чувствует, что из этого инвестирования ничего хорошего не выйдет», -- рассуждает Жаворонков.

Согласно Бюджетному кодексу Российской федерации, бюджетное послание президента Федеральному собранию — неотъемлемый элемент процедуры подготовки федерального бюджета. В нем определяются ориентиры бюджетной политики на будущий финансовый год и плановый период. На основе этого документа составляются планы работы всех ведомств. Изначально бюджетное послание главы государства направлялось парламенту в письменном виде, однако в 2009 году президент Медведев впервые озвучил документ публично. С тех пор сохранилась практика публичного представления документа.

К списку