Последние статьи

18 сентября 2014   Просмотров: 327

14 ноября 2013   Просмотров: 1136

13 ноября 2013   Просмотров: 1174

04 октября 2013   Просмотров: 1247

Все виды оценки


Статьи

Оценка компании: как не продешевить и не переоценить?

27 апреля 2011 | Просмотров: 871Финам.инфо

Фото

По определению, понятие "справедливая цена" у каждой из этих сторон свое: один хочет продать подороже, второй - купить подешевле. Кстати, продажа - не единственный повод для проведения оценочных процедур. Понимать, сколько стоит предприятие нужно и при привлечении заемного финансирования, продаже доли, совершении сделок на открытом рынке. И практически в каждом случае возникает вопрос о справедливости цены: владелец убежден, что его бизнес стоит дороже ("я же вложил в него столько-то и столько, почему цена бизнеса ниже в разы?!"), инвестор доказывает, что оперировать только затратами - однобоко и неправильно. Часто в основе противоречий лежит действительно разность подходов к оценке.

Классика оценки дает нам три подхода к определению цены компании:

  • доходный (чем выше доходность бизнеса, тем выше его рыночная стоимость; инвестор оценивает будущие доходы от использования или продажи данной собственности);
  • затратный (обычно используется для оценки бизнеса, не приносящего устойчивого дохода; учитывает информацию об активах и расходах компании, в т. ч. на приобретение сырья, оборудования, строительство, заработную плату);
  • сравнительный (в его основе - данные о продажах сопоставимых бизнесов).

    Однако даже если владелец и потенциальный покупатель договорились, на основании какого подхода будет проводиться оценка, стоит понимать, что каждый из этих классических подходов имеет подводные камни и допущения.

    Казалось бы, доходный метод должен устраивать всех - и саму компанию, и его будущего владельца, уже готового получать прибыль. Но беда в том, что в наших условиях доходы трудно спрогнозировать. Одни участники сделки ориентируются на оптимистичные прогнозы, другие - на пессимистичные (и тут разница может быть в десятки процентов!). К тому же все процессы в нашей экономике настолько сложны и зависимы от многих факторов, что даже самым сильным экспертам не удается правильно спрогнозировать будущие тренды. Следовательно, ориентироваться исключительно на перспективу инвестор вряд ли захочет, ему необходимы и другие критерии оценки.

    Затратный - столь любимый владельцами! - подход еще менее адекватен сегодняшнему дню. Реальная стоимость активов часто оказывается несопоставимо ниже инвестированных в них средств. Эта ситуация очень показательна в автобизнесе, где в 2007-09 годах дилеры настроили невероятно роскошные дворцы-автоцентры, которые сильно обесценились во время кризиса.

    Подход, основанный на сравнительном анализе, может применяться только тогда, когда существуют аналогичные бизнесы, которые недавно были проданы. Стоимость компании будет определена на основании оценки целого ряда критериев: показателей работы схожих компаний, особенностей бизнеса, условий сделки-предшественницы. Во внимание будут приняты и сделки, совершенные на зарубежных рынках.

    Надо понимать, что независимо от выбранного подхода, на конечную стоимость будут влиять еще множество факторов: страновые риски, репутация компании, ее открытость, юридическая чистота, долговая нагрузка, финансовые показатели. Кстати, стоит быть готовым к тому, что владелец и инвестор даже такой, казалось бы, очевидный показатель, как EBITDA, будут трактовать по-разному. Сегодня EBITDA - понятие не безусловное, существуют различные подходы к ее исчислению.

    Я перечислил только несколько факторов, которые могут вызвать споры и противоречия сторон и в итоге затянуть сделку на годы. Единственный способ сократить время и получить оценку, которая устроит обе стороны, - обратиться к профессионалам.

    Оценку бизнеса лучше доверять оценочным компаниям, которые специализируются на данном виде бизнеса, имеют необходимый опыт, хорошую репутацию, являются членами саморегулируемых организаций. Стоимость оценки всегда индивидуальна и зависит от множества факторов. Для фирмы с оборотом в $600 млн стоимость оценки одним из членов "большой четверки" консалтинга может составить порядка $300 тыс. При обращении к менее именитым фирмам затраты будут, конечно, ниже.

    Главное - доверие к оценщику обеих сторон переговоров. Если такое доверие есть, то нет необходимости ориентироваться на звучные названия компаний-оценщиков и шансы провести сделку оперативно и с минимальными затратами существенно возрастают.

  •  

    К списку